ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА
Инклюзивное образование – это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся.
Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями:
- каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми;
- физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка;
- весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует недискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся не совсем понятным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в учреждении дошкольного образования здоровых детей и детей с особенными потребностями. Здесь мы постараемся дать ответы на самые часто задаваемые вопросы, затрагивающие инклюзивное дошкольное образование.
На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
На территории Республики Беларусь общие положения о специальном образовании, об интегрированном обучении детей закреплены в Кодексе Республики Беларусь об образовании.
Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество (статья 262, п.1). При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания. Группа интегрированного обучения и воспитания – группа, в которой получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития (статья 273, п.9).
На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года. Практически во всех крупных городах Республики Беларусь имеются образовательные учреждения инклюзивной направленности.
Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.
Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?
Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях, – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.
Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?
Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, подписанное одним из родителей, медицинскую справку о состоянии здоровья, заключение медико-педагогической комиссии и направление в учреждение дошкольного образования.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
• Каждый человек способен чувствовать и думать.
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
• Все люди нуждаются друг в друге.
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Правила инклюзивного образовательного учреждения:
• Все воспитанники равны в детском сообществе.
• Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
• У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
• Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
• Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
Формирование инклюзивной культуры:
- Готовность и способность сотрудников образовательного учреждения к работе с детьми с ОПФР.
- Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников и их родителей умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания.
- Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.
- С самого раннего детства родители должны прививать своим детям дружелюбное, позитивное и хорошее отношение к другому человеку, а особенно к человеку с ограниченными возможностями здоровья.
Полезная информация:
«Аутизм может делать удивительные вещи»
Источники:
1.Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 14 янв.2022 г. № 154-3 – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2022, 2/2874
2. http://www.asabliva.by, дата доступа 22.11.2022
3. http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_122_1.htm, дата доступа 22.11.2022
Публикации в средствах массовой информации:
1. Профессиональный журнал «Руководитель дошкольного образования»
№12, декабрь, 2016. Статья «Инклюзивное образование – польза для всех».
2. Сборник материалов Международной конференции
Октябрь, 2016. Публикация «Адаптивная образовательная среда инклюзивного учреждения образования».