Учитель-дефектолог в нашем дошкольном учреждении - Губич Анастасия Светославовна
Что делает учитель-дефектолог в детском саду?
И в самом деле, кто же такой учитель-дефектолог и самое главное, чем он занимается? Очень многие считают, что дефектолог – это тот, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается учитель-дефектолог в детском саду. Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки… Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если учитель-дефектолог вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.
Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с языками, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Роль учителя-дефектолога в детском саду
Учитель-дефектолог в учреждении дошкольного образования должен вести наблюдение за ребятами и раскрывать дефекты речи у них. В дошкольном учреждении сделать это достаточно просто. Специалист в детском саду следит за детьми, за их повадками, изучает их манеры поведения, проводит персональные беседы и диагностику, после этого подводит итог о правильном развитии речи малыша.
Учитель-дефектолог в учреждении дошкольного образования проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлена патология речи (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а в планах по работе этого специалиста есть групповые занятия, развивающие:
- лексическую и грамматическую стороны речи,
- фонематическое представление,
- мелкую и артикуляционную моторику,
- координацию движения,
- внимание и память.
Перечисляя задачи, которые должен выполнять учитель-дефектолог в учреждении дошкольного образования, можно отметить главные: это выявить детей, у которых нарушено развитие речи, корректировать эти нарушения и делать профилактику появления таких нарушений.
Пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) и/или коррекионные группы в учреждении формируются по результатам психолого-медико-педагогической комиссии. Учитель-дефектолог в детском саду даёт рекомендации воспитателям, рекомендации и домашние задания родителям, которые они должны выполнять, помогая детям в изучении языка: правильно поставить звуки, развить фразовую речь и общие речевые умения, а также расширить словарный запас.