Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений… Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Е.Тихеева
Младшему дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающим его миром. Именно в этом возрасте возникают первые представления о среде, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни. Он учится самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Воспринять же окружающее с наибольшей полнотой ребенок может лишь при помощи взрослого, который не только называет ему то, что он видит, но и обращает его внимание на окружающее, объясняет новое. Благодаря речи взрослого ребенок выделяет из множества впечатлений то, на которое надо обратить внимание, способен осмыслить то, что видит. Расширяя под руководством взрослого свой жизненный опыт, дети научаются устанавливать причину и следствие того или другого явления, понимать и задавать вопросы.
Главным источником получения детьми знаний является ближайшая среда – дом, семья, детский сад, родная улица. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познать окружающую действительность. Основной способ познания – чувственный (сенсорика, сенсомоторика). Активно развивающиеся в данный период органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) способствуют этому. Ребенок не только познает окружающее, но и эмоционально откликается на воспринятое.
Основными методическими приемами, применяемыми в работе с детьми третьего года жизни, становятся поручения, вопросы, игры ознакомительного характера. Взрослый все время привлекает ребят к помощи ему самому и другим малышам. При этом дети не только показывают или приносят предмет, но и рассказывают о нем, спрашивают, можно ли взять игрушку. Дав поручение, обязательно следует спросить позже, как оно выполнено. Чтобы побудить ребенка к высказыванию, надо задавать ему вопросы, причем нужно следить за тем, чтобы они были разнообразными по содержанию.
В играх ознакомительного характера становится конкретная задача: вызвать умственную активность ребенка, в которой он опирается на различные средства наглядности: пирамидки, матрешки, фигурки домашних и диких животных, посуда, предметные картинки с изображением животных, птиц, фруктов, овощей, транспорта и др. В работе помогут также настольно-печатные игры – лото, разрезное лото, парные картинки. Дидактический материал является одним из средств, облегчающих процесс обучения детей.
Подготовил учитель-дефектолог А.С.Губич