ПРИЗНАКИ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
И НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Поведенческие и эмоциональные показатели насилия
Существует несколько факторов, влияющих на реакцию ребёнка на насилие, и на то, как насилие сказывается на развитии ребенка. Эти факторы определяют поведенческие показатели плохого обращения с детьми:
• Возраст ребенка в момент, когда он впервые подвергается насилию – чем младше ребенок, который впервые подвергается насилию, тем выше вероятность возникновения у него серьезных задержек в развитии.
• Продолжительность периода времени, на протяжении которого ребенок подвергался насилию – чем дольше ребенок подвергается насилию, тем больше это сказывается на его развитии.
• Периодичность случаев насилия – чем чаще ребенок подвергается насилию, тем более серьезными будут его последствия.
• Характер отношений между ребенком и лицом, подвергающим его насилию – чем теснее связь между ребенком и лицом, подвергающим его насилию, тем выше вероятность возникновения негативных последствий. Наиболее серьезные последствия возникают в случаях, когда ребенок подвергается насилию со стороны родителей.
• Тип насилия – чем большую боль вызывает насилие, и чем более серьезные травмы получает ребенок, тем тяжелее психологические и физические последствия.
• Возможности ребенка в плане получения помощи – присутствие других взрослых, которые не допускают насилия в отношении ребенка и могут обеспечивать уход за ним (независимо от того, где они находятся – дома или в непосредственной близости от дома), может отчасти сгладить негативные последствия насилия.
• Конституциональные факторы – характер личности и темперамент ребенка могут повлиять на последствия насилия в его отношении. Одни дети обладают более высокой лабильностью и умеют хорошо справляться со своими бедами, другие дети более ранимы.
Дети младшего возраста, которые очень рано подверглись серьезному насилию, могут демонстрировать устойчивые признаки отставания в развитии и анормальные поведенческие паттерны:
• Ребенок может вести себя отстраненно, замыкаться в себе, не проявлять любопытства, быть чрезмерно уступчивым, «витать в облаках»; у него могут возникать проблемы с налаживанием отношений с другими людьми.
• Ребенок может ныть, хныкать, плакать, не ожидая, что кто-нибудь его утешит. Он также может воздерживаться от обращения к взрослым за помощью.
• У некоторых детей, которые подвергались серьезному насилию, было зарегистрировано состояние «холодной наблюдательности». Они не проявляют никаких чувств и эмоций, в то же время внимательно наблюдая за тем, что происходит вокруг них.
• Ребенок может ощущать неловкость или проявлять страх перед физическим контактом.
• Дети, подвергшиеся серьезному насилию, могут вести себя так, как будто они больны аутизмом. Многие из них не в состоянии нормально взаимодействовать с другими людьми и реагировать на окружающие их предметы.
• Ребенок может демонстрировать полную зависимость от взрослых, вызывающую жалость и сострадание, в то же время будучи неспособным к формированию нормальной привязанности к любому взрослому человеку.
• Ребенок может казаться страдающим от депрессии или никак не проявлять свои эмоции. Он может не плакать от боли или обиды (или вообще никак не реагировать на боль или обиду) и не показывать удовольствие от приятных ощущений. В некоторых случаях дети, подвергшиеся насилию, не улыбаются и не играют.
Дети дошкольного возраста, подвергшиеся насилию, могут проявлять следующие признаки:
• Ребенок может быть робким или пугливым. Во многих случаях такие дети вжимают голову в плечи, съеживаются, вздрагивают, уходят из помещения, пытаются «убраться с дороги» или иным образом выказывают свой страх перед родителями.
• Ребенок может проявлять чрезмерное стремление угодить, настойчиво добиваться похвалы или ласки, демонстрировать определенную «неразборчивость», пытаясь завязать дружеские отношения со всеми взрослыми, в том числе с незнакомцами.
• Ребенок может проявлять ранние признаки ролевой инверсии. Он может изо всех сил стараться удовлетворить малейшие прихоти своих родителей. Он может также «льнуть» к родителю, которыей подвергает его насилию, активно выражая свою любовь к нему словами.
• У ребенка могут проявляться физические признаки стресса и тревожного состояния, включая физическое недомогание и регрессивное поведение.
- Ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям, закатывать истерики или быть чрезмерно «обидчивым».