ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УДО
Осуществление набора детей в детский сад и комплектование групп раннего возраста, большая и серьёзная работа для администрации, медицинского персонала и педагогов групп. Для воспитателей работа в период адаптации особенно сложна, так как именно им достаются все слёзы и капризы детей, сложности в работе с родителями, которые не понимают, или не хотят понимать того, что происходит с их ребенком.
С чего начать организацию работы в группе дошкольников педагогам? Как помочь детям как можно быстрее и наиболее безболезненно привыкнуть к условиям пребывания в детском саду?
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, к новым условиям существования.
Адаптация ребёнка к условиям детского сада, к условиям организованного коллектива зависит от многих факторов: во-первых, от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, во-вторых, от характера семейных отношений и, в-третьих, от того, что является наиболее важным, - как мы, педагоги УДО, наладим взаимоотношения и с родителями, и с детьми.
В каком бы возрасте ребёнок не пришёл впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо как можно деликатнее смягчить. Каждый ребёнок по-своему реагирует на эти изменения. У детей до трёх лет, скорее всего, будут проявляться беспокойство, страх, проявление навязчивых состояний и депрессивных реакций (заторможенности, вялости, безучастности). После трёх лет будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм.
Отечественные психологи сравнивают это состояние с состоянием космонавта в период подготовки к полёту в космос. Почему? На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:
1. Ломается привычный стереотип жизни ребёнка, в котором он чувствовал себя спокойно и уверенно, так как привык к нему и уже заранее знал, что будет происходить в определённые моменты его жизни.
2. Разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребёнке с его рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищённости, к которому часто примешивается ощущение того, что ребёнка покинули, бросили.
3. Совершенно не привычно для ребёнка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди большого количества (15-20) сверстников. Ребёнок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания взрослого, согласование намерений и желаний разных детей. Даже определённый уровень шума, в посещаемой им группе, может быть по началу сильным психотравмирующим фактором.
Для того, чтобы привыкание ребёнка к детскому саду протекало максимально безболезненным, необходимо сделать его поэтапным, постепенным. Работа должна строиться в несколько этапов:
1 этап. Работа заведующей с родителями.
Она проводит первые беседы с родителями, собирает первичные сведения о ребёнке, его семье, об условиях, в которых он воспитывался, об уровне его общего развития. Заведующая знакомит с системой работы УДО: образовательной программой, организацией режима жизни детей в детском саду. Рассказывает о работе специалистов, направленной на обеспечение оптимальной адаптации ребёнка, ориентирует родителей на участие в этой работе. Помимо ознакомительной функции эта беседа решает и ряд психологических задач: создание положительного отношения к УДО, снятие тревожности родителей за своего ребёнка (родитель должен быть уверен, что его ребёнку будет хорошо). Составляет график постепенного приёма детей в группу, он позволяет воспитателю правильно распределять внимание, организовать воспитательное воздействие, наладить процесс адаптации поступающих детей.
2 этап. Работа воспитателя с родителями.
Этот этап работы содержит целый комплекс мероприятий. Среди них: знакомство родителя с помещениями группы, объяснение, что у ребёнка будет свой шкаф для раздевания, кровать, полотенце и горшок, информирование о проведении занятий и режиме дня. Необходимо выяснить, какой режим у ребёнка дома, убедить маму, что режим детского сада желательно соблюдать и в выходные дни. Очень важно спросить у мамы, как она настроена, что её тревожит в связи с поступлением ребёнка в детский сад. Пусть подробно расскажет вам, что её беспокоит, и вы вместе обсудите, как облегчить период адаптации. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы выделяете её малыша из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера. Договоритесь точно, когда ребёнка в первый раз приведут в детский сад.Конечно, работа воспитателя с родителями на этом не заканчивается, а только начинается.
3 этап. Работа воспитателя с детьми.
Процесс адаптации ребёнка, во многом зависит от того, насколько точно и максимально быстро, воспитатель сможет понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение. Поэтому, как только ребёнок переступил порог группы, мы с вами всегда должны помнить о том, что:
- Все проблемы ребёнка автоматически становятся профессиональными проблемами педагога, и перекладывать вину на родителей, если они не сумели должным образом подготовить ребёнка к детскому саду, мы не имеем права.
- Нельзя осуждать опыт ребёнка, не стоит жаловаться на него родителям.
- Малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, не может чувствовать себя хорошо, и даже если он не плачет, это не означает, что всё нормально. Он переживает не меньше плачущего, а порой и более глубоко, чем плачущий, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание.
Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, в ходе наблюдений за ребёнком, а также при анализе специальных анкет. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о ребёнке, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания адаптации. Для этого на каждого ребёнка заводится индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, начиная с момента поступления в группу УДО, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям: сон, аппетит, общее эмоциональное состояние, контакт со сверстниками, контакт со взрослыми и т.п. Лист рассчитан на 60-дневное наблюдение за ребёнком. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к УДО и наметить ряд профилактических мероприятий для облегчения течения адаптации. Существует классификация степеней адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. Институтом педиатрии разработаны критерии адаптации по степени тяжести.
Возможные проблемы адаптационного периода:
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Постепенно он привыкает к общему режиму. По началу дети могут находиться в учреждении не полный день, а всего несколько часов. По мере привыкания время пребывания ребёнка в группе увеличивается. По желанию мамы можно находиться первые дни вместе с малышом в группе. В этом случае маме рекомендуется быть рядом, а не вместе с малышом. Постепенно малыш будет отходить от матери всё дальше, подружившись со сверстниками и воспитателем. В этот период очень важно, чтобы приводил малыша в сад кто-нибудь один из родителей. Так он быстрее привыкает расставаться с ним. Не секрет, что от одного родителя ребёнок уходит спокойно, а с другим никак не может расстаться.
Воспитание навыков опрятности и самообслуживания, а попросту приучение к горшку, умению питаться самостоятельно, помогать при одевании. Высаживание на горшок регламентировано: после еды, перед сном и после сна, перед прогулкой и после прогулки. Во время кормления ребёнок должен съедать хотя бы половину еды сам, воспитатель только докармливает детей. Необходимо помнить, что у некоторых детей просто устаёт рука во время приёма пищи.
Немотивированные капризы и отказ от еды – достаточно частые реакции малыша на помещение его в новые условия, отрыв от родителей.
Первое время новичок недоверчиво относится к воспитателю, который ещё не успел стать для него близким человеком. А близким воспитатель сможет стать для ребёнка только в том случае, если он сможет принять ребёнка таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными привычками, отсутствием навыков самостоятельности, проявлениями неадекватного поведения, не перевоспитывая. Обычно вновь поступившие в УДО дети не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приёмную, надеясь увидеть там маму. Перед ребёнком как бы закрывается его родной мир, в котором он всегда чувствовал себя уверенно и защищённо. Поэтому необходимо продемонстрировать малышу достоинства нового мира, убедить его в том, что он интересен и комфортен. Он должен почувствовать, что здесь его любят и ждут. Каким образом можно это сделать? Предлагаем ряд необходимых советов:
- Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому рекомендуется предложить ребёнку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колёсики от пирамидок, играть резиновыми и мягкими игрушками. Для этой цели у нас в УДО имеется обширный дидактический материал изготовленный руками педагогов нашего учреждения: «Необычные застёжки», «Пуговки в ряд», «Тряпичная пирамидка», «Шкатулка сюрпризов», «Баночки-подружки», «Стёпка-растрёпка» и другие.
- Периодическое включение негромкой спокойной музыки, чтобы она была ненавязчивым фоном в группе. Музыкальное сопровождение должно быть дозированным.
- Самое лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребёнок смеялся. Для этого необходимо использовать пальчиковые игрушки, кукольный театр, игрушки-забавы, приглашаются необычные гости –зайчики, лисички. Их роли могут играть как дети из старших групп, так и взрослые: основной и подменный воспитатели группы.
- Воспитателям следует ласкать ребёнка. Использовать элементы тактильной терапии: гладить ручки, ножки, спинку, брать ребёнка на руки, обнимать. При засыпании хороший эффект даёт нежное поглаживание головки ребёнка и бровей.
- Не запрещать, а предлагать ребёнку ложиться в постель в первое время, возможно, со своей игрушкой. Эмоционально, тихим голосом петь песни, читать детские стихотворения, потешки, рассказывать любимые детьми сказки.